Боб Хейл – Человек с большой буквы

    Боб Хейл работает над собственной биографией, как инноватора и изобретателя самых мощных мониторов, описанием его опыта работы с такими монстрами звука, как The Who и его вопросов как? и почему?, рассказывает о важности синхронизации, а также о том, чему необходимо уделить внимание, работая в данной сфере.

    «Я люблю эту индустрию. Это моя страсть. Это моя жизнь. Но меня ужасно раздражает, когда я вижу что люди топчутся на месте, в то время как технологии постоянно совершенствуются» - Объясняет Боб Хейл, человек, который бесспорно является одним из самых (если не самым), находчивых и изобретательных личностей в этой области за последние 50 лет. С середины 60-х, Хейл постоянно возился с каждым мелким (и не очень мелким) устройством воспроизводящим звук, которое попадало к нему в руки, и результаты зачастую являлись определяющими моментами не только в сфере звуковых технологий, но во всем мире музыки и коммуникаций.

    Боб Хейл это тот человек, который помог группе The Who стать самой громкой группой своего времени. Боб Хейл, это тот человек, который изобрел «talkbox», что помог «отделить» Джо Уолша и Питера Фрэмптона от их сценического оборудования Боб Хейл, это человек, который практически спас Grateful Dead после печально известного события в Новом Орлеане, когда федеральные агенты конфисковали их оборудование.

    Продукция всемирно известного Боба Хейла была в руках команд спасения после разрушительного урагана Катрина (и в руках каждого радиооператора кто вещает в настоящее время). Экстраординарный продюсер Джо Барреси объясняет его стремление к усовершенствованию технологий «вдохновением». Даже член правления Зала Славы Рок-Н-Ролла, Говард Крамер признал достижения Боба, назвав его «чрезвычайно ценным инноватором». Боб Хейл действительно Человек с большой буквы!

    Боб начал свою карьеру с музыканта в возрасте 12 лет и занимался игрой на органе Hammond, но вскоре он расширил свою деятельность от начинающего и многообещающего музыканта до настоящего технофила. «Можно сказать, что я сам себя научил играть» - говорит Боб – «и к тому времени как мне исполнилось 14, я стал делать это очень профессионально. Вскоре меня приняли на любительское радио, и именно это любительское радио дало мне доступ к аппаратуре. Главным плюсом в этой работе была возможность там что-то взять и что-то из этого сделать».

    Руководители Fox Theatre, в котором он работал позже, не давали Бобу больших технических возможностей, но разрешали ему следовать его собственной интуиции. «По сути я только начинал работать с аппаратурой. У нас даже не было какой-либо схемы или плана в те дни, мы сами проектировали и создавали свои собственные передатчики, приемники и все остальное» - объясняет Боб.

    Стартовой площадкой деятельности Боба в области живого звука стал концертный зал Kiel Auditorium в Сент-Луисе, штат Миссури. Получивший полномочия от учредителей, Хейл вскоре стал специалистом по аппаратуре, на которого можно было положиться в любой ситуации, который все делал быстро и качественно. К нему выстраивались в очередь клиенты, от Чака Бери до, пока еще никому не известного, REO Speedwagon. «Это действительно увлекло меня, работа со всеми этими рок музыкантами. Я был единственным, кто умел обращаться с паяльником и с этого-то все и началось» - объясняет Хейл. «В то время я экспериментировал с усилителями и прочим. Поначалу я просто получал удовольствие от процесса, но вскоре заметил, что эти ребята приходят со своими маленькими колонками в надежде что смогут обеспечить звуком зал в 20000 мест. В 1968 году не было больше никого, кто бы занимался тем же чем и я, и мне пришло в голову, что я просто обязан создать для них гигантскую акустическую систему».

    Группа под названием The Guild послужила Бобу первым «подопытным кроликом» в этот период. Они играли в маленьком кегельбане по четвергам, и Хейл использовал их жесткий график в качестве возможности поэкспериментировать. «Я заполучил их акустическую систему, возился с ней и экспериментировал, глядел, что будет работать во время концерта, а что не будет» - рассказывает Боб, посмеиваясь – «Я усовершенствовал эту систему звукоусиления, звук получился и громким и чистым, такого вы в те времена не встретили бы нигде».

    Слухи разлетались, и совсем скоро раздался звонок с предложением из театра, где эта акустическая система была создана. «Однажды в 1970 году ребята из Fox позвонили мне и спросили «Есть ли у вас та акустическая система, которую мы вам дали несколько лет назад? - Конечно» - ответил я. Тогда они сказали «У нас тут есть группа, совершенно без оборудования. Их автобус конфисковали прошлой ночью». Затем трубка была передана Джерри Гарсия. В ночь до этого, в Новом Орлеане федеральные агенты конфисковали у группы автобус со всей аппаратурой, потому, что их инженер по звуку не имел допуска в штат Калифорния. Я рассказал им, что есть у меня в наличии и Джерри был поражен. «Вау, у тебя действительно есть эта аппаратура? Усилители? Тащи их сюда!» - сказал он мне – и в эту ночь они гремели до самой Washington Ave».

    Любимцы Хейла – большой размер, громкость и чистота – были чем-то, чего Grateful Dead не встречали никогда ранее. Сразу же после шоу Боб подписал контракт и уехал в турне, вскоре попав на первую полосу билбордов и став предметом зависти огромного количества звуковых компаний, которые соперничали друг с другом за контракт с Grateful Dead. «Затем начались постоянные звонки. Они хотели наполнить концертный зал звуком, а мы были единственными, кто действительно знал, как это сделать. Именно тогда мы подписали контракт с The Who. Они работали с маленькими изящными колоночками, и звучание было просто ужасным, поэтому они подписали с нами контракт. Это стало началом революции, не только «звучания Хейла», но ВСЕГО мира звука».

    «Мы занялись мониторами в силу необходимости» - говорит Боб. «Пит Тауншенд и Роджер Далтри действительно нуждались в этом, поэтому мы сконструировали для них несколько крупных систем. Мы стали использовать стеклопластик в корпусе колонок, потому что он не давал такого резонанса как фанера или другие материалы, которые использовались ранее. Нам нужен был действительно плотный материал, поэтому мы выбрали именно стеклопластик. Но это нужно было делать в большом масштабе. Я помню, как мы оборудовали концерт Quadrophenia в Мэдисон Сквер Гарден. У нас на одной только сцене было больше оборудования, чем у остальных в целом зале. Это было грандиозно. Мы могли получить звук на 110-115 дБ! Это понравилось The Who, они были в восторге, потому что это было действительно ГРОМКО».

    Гордость за эту великолепную акустическую систему пришла только через несколько лет, на тот момент у нас были проблемы, постоянно мучившие команду и весь мир звука в целом. Как говорит Боб: «Мониторы всегда были одной сплошной проблемой. В действительности никто ранее не мог заставить работать мониторы. Они постоянно возвращались к старой системе. Ваш микрофон расположен в 1 метре от мониторов, в то время как они играют все громче и громче. Казалось, что никто не сможет сделать все так, как должно быть».

    Решение проблемы, как догадался Боб еще раньше, лежало в синхронизации. «Еще раньше, во времена моей работы на любительском радио, где-то в 1960, я устанавливал громадную антенну 1,22х12,2 метров и возвышающуюся на 15 метров над землей. Это было огромная антенна из 128 элементов, различных элементов, которые должны были быть синхронизированы. Так, синхронизируя антенну, я научился синхронизировать мониторы».

    «Я создал эти колонки и подумал: эй, теперь я могу поэкспериментировать с синхронизацией. Так я и сделал. Мы решили сделать микрофон и мониторы несинфазными, никто ранее так не делал. После того как они стали несинфазными с микрофонами и всей системой, прежде чем появлялся обратная связь, мониторы достигали невероятной громкости звука». Ключом к золотому замку стала синхронизация, как объясняет Боб всем, кто проходит у него инструктаж. «Это одна из особенностей, в которые Джерри Гарсия просто влюбился. Наши мониторы были действительно нечто, мы проводили на них все эксперименты, связанные с синхронизацией мониторов и микрофонов. Как вам известно, отсутствие синхронизации или ее недостаток приводит к полному отсутствию звука, поэтому здесь важно все – месторасположение мониторов, тип микрофонов и их синхронизация». Если говорить о выборе микрофона с точки зрения синхронизации, Боб добавляет некоторые технические усовершенствования, многие из которых сегодня используются в Heil Sound.

    Создав тысячи разнообразных корпусов для колонок, так же как и первый модульный микшер, первый модульный усилитель мощности, первый электрический кроссовер, трехполосный параметрический эквалайзер и первое устройство для измерения акустических шумов – в 60х и начале 70х – Боб, тем не менее, очень удивлен, что его продукция до сих пор в ходу и активно используется по всему миру. «Ребята звонят мне и рассказывают, что они до сих пор используют мои усилители и прочее оборудование. Полагаете, нам стоит продолжать их производство?» - говорит он с ноткой грусти в голосе. «Мы вышли из этой сферы еще в 80е, я немного устал от всего этого за 15 лет, и музыка, похоже, пошла по другому направлению. Поэтому я свернул свою лавочку и ушел из этого бизнеса». Но на самом деле он не ушел и до сих пор часто помогает консультациями и советами другим монстрам бизнеса, таким как Джим Дюнлоп, а Heil Sound до сих пор сохраняют свою мощь, создавая ультрасовременные микрофоны для трансляции и средств массовой информации. Кроме того некоторые из его детищ скоро будут выставлены в Зале Славы Рок-Н-Ролла – включая многое из того, что он создал для The Who во время тура Quadrophenia.

    Помимо всего этого Боб все еще проектирует высококлассные домашние аудиосистемы. «Я занимаюсь этим с 1957 года – когда я установил у себя по всему дому акустические системы JBL и два студийных монитора. Это было действительно круто! С тех пор я оборудовал тысячи домов. Мне нравится проектировать их на начальном этапе, когда у нас есть возможность проложить 1500 метров провода по всему дому и установить акустику в каждой комнате».

    Всегда на шаг впереди, Боб уверяет нас, что все будет отлично, что мы учимся у прошлого и применяем это в настоящем. Хейл утверждает, что образование имеет первостепенную важность. «Я стараюсь передать моим последователям максимум своего опыта, показать им настоящую науку, потому что она была и останется в корне неизменной. А440 это всегда будет А440, не правда ли? Что меня огорчает, так это то, что мы, как индустрия не уделяем должного внимания обучению. Даже имея в своем распоряжении все это оборудование, которое действительно великолепно, мы все равно должны понимать природу и науку звука, чтобы уметь ее применить. Вы не должны пренебрегать наукой. Вы не должны забывать о науке.»

Боб создает EQ

    «Вы должны иметь должную частотную настройку звука. Мне всегда нравились параметрические эквалайзеры, потому, что мы могли вмешаться и изменить параметры каждого фильтра. Именно поэтому, я просто влюблен в параметрические EQ, в отношении мониторов в целом. Они действительно чрезвычайно просты в использовании, но при этом крайне полезны. Вы сможете легко найти частоту и избавиться от резонанса. Почему они так мало используются сегодня? Почему мы не слышим о том, как люди им пользуются? Может быть, они забыли? Но это же НАУКА! Вы не можете забыть науку. Некоторые сегодня даже не понимают этого. «Давайте использовать графический эквалайзер». Это самая отвратительная вещь, которая могла произойти, этот дурацкий графический эквалайзер. Они рисуют на нем картинки! Я серьезно! Ко мне подходило так много ребят, которые просили совета и говорили: «Эй, смотри. У меня получился смайлик!» Это приводило меня в бешенство! «Я попробовал грустный смайлик, думаю с ним он будет звучать лучше.» О чем вы говорите! Так грустно, что никто не обучил их этому, никто не показал им, что значит настоящий эквалайзер. Настоящий эквалайзер всегда только параметрический, когда мы можем создать тот фильтр, который нам нужен. Он может быть любым: режекторным, диапазоном в 3 октавы или пол-октавы. Вы можете научиться этому, и это будет здорово! Это и правда так просто! И я очень сочувствую тем, кто не знает и не понимает как это делается.»

30” EV акустическая система для бас-гитары Боба Хейла

    «Как менеджер по продажам органов Hammond в маленьком городке Марисса, Юго-Западного Иллинойса, я начал получать звонки от учредителей концертов с просьбами об аренде B3 и Leslie для групп, чьи турне проходили по территории Сент-Луиса. Это звучало как волнующее приключение, до тех пор никто и подумать не мог о том чтобы оказаться на сцене с Дженис Джоплин, Джимми Хендриксом или Grateful Dead. После 15ти лет игры на B3, я был хорошо осведомлен о его особенностях и скоро стал известен как эксперт по Hammond B3. Я постоянно был окружен большим количеством гастролирующих групп и мне стало очевидно: им обязательно понадобится помощь с усилением звука инструментов и первое что я решил сделать, это взяться за бас-гитару. Было ясно, что попытка получить чистый звук бас-гитары в 120дБ с помощью 12” и 15” колонок/усилителей была заранее обречена на провал, поэтому я нашел решение этой проблемы, в создании корпуса колонок используя новые Electro Voice 30".

    Я заказал 1" сплошную фанеру на местном лесном складе и нанял мастера по строительству корпусов для акустических систем, который сделал все как я ему описал. Создавая его специально для группы, я сделал его совместимым с усилителем McIntosh и усилителем бас-гитары Sunn 200S которая использовала KT 88 Sunn 200S. Нет необходимости говорить, что это устройство стало лучшим на тот момент. В то время как самой крутой вещью там был Fender Bassman или Ampeg B 25, пришел парень, специалист по органам Hammond со своим 30" EV. Естественно сразу появилась куча заказов!»

Боб создает домашние студии

    «Вы можете работать с бюджетом в 500 долларов или в 5 млн. долларов – но когда вы получаете сумму, вы должны понимать, что самое слабое звено в вашей цепи будет определять качество звука. У вас могут быть лучшие мониторы, лучшие усилители, лучшие звуковые консоли, но если вы позволите себе приобрести несколько некачественных микрофонов… Что ж… Это не в ваших интересах. Каждое звено в цепи зависит от других звеньев, поэтому вы должны быть уверены, что все сделано как надо. Пусть лучше все ваше оборудование будет среднего уровня, чем вы приобретете одну дорогущую деталь, только потому, что вы видели, как кто-то из ваших кумиров этим пользуется – и сэкономите на оставшемся оборудовании, так как все деньги потратили на одну комплектующую. Кроме того зачастую цена не решающий фактор в выборе оборудования для получения качественного звучания. Пол Клипш доказал это уже давно. Он взял дешевые колонки и драйвера, и с помощью высококачественных звукоприемников получил потрясающий звук. Поэтому первое, на что вы должны обратить внимание, это чтобы компоненты системы сочетались вместе. Это может быть достаточно проблематично, потому что систему надо будет предварительно прослушать, а многие магазины не дают оборудование на пробу и не принимают назад. Когда я работал в розничной торговле, одним из секретов моего успеха была готовность позволить покупателю сначала разобраться с оборудованием и вернуть его обратно, если оно им не подходило. Это делалось, чтобы установить между ними и мной взаимное доверие. Поэтому советую вам найти дилера, который разрешит опробовать оборудование вне магазина прежде, чем вы купите его. Ваши отношения с дилером также важны, как и понимание того, что ваша цепь прочна настолько, насколько прочно ее самое слабое звено.»