История «звука»

Путь, который ведет нас от цилиндра Эдисона, сделанного из алюминиевой фольги, до сегодняшнего DVD-audio – это захватывающее путешествие, переполненное событиями, изобретениями и замечательными людьми. Прошлые успехи во многом определи наше настоящее. Уже сегодня очевидно, что будущее аудиоиндустрии – это бесконечный квест, в котором раздвигаются границы привычного.
В 1997 был создан Комитет по организации празднования  Пятидесятилетней Годовщины AES (Audio Engineering Society), основанного в 1948 году. Главной целью комитета стало подведение итогов развития отрасли и определения самых главных достижений. Часть усилий членов Комитета, в частности, Джерри Брука, Али Грунди и Ирва Джоуля (Jerry Bruck, Al Grundy, Irv Joel), была направлена на создание «Линии жизни». «Линия жизни» отражает самые важные события, изобретения, продукты, производителей в аудио-индустрии.
Процесс составления «Линии жизни» еще не завершен. Да и, наверное, никогда не будет завершен, учитывая огромное количество открытий, изобретений и инновационных продуктов, которые появлялись и появляются почти ежедневно. И, конечно же, даты в этой «Линии жизни» не всегда точны, поскольку часто они извлекаются из второстепенных документов или просто из воспоминаний.
Авторы приветствуют любые обоснованные исправления неточностей или дополнения к «Линии жизни», которая  является основой, своего рода ДНК аудио-индустрии. Будем рады вашим комментариям!

1877
Томас Альва Эдисон (Thomas Alva Edison) в своей  лаборатории записывает песню Mary’s Little Lamb на полоске фольги, обернутой вокруг вращающегося цилиндра, а затем воспроизводит ее звучание.
Эдисон демонстрирует свое изобретение в офисе редакции американского журнала Scientific American. Так рождается фонограф.






1878
Впервые на диск записана музыка. Это произведение «Yankee Doodle» в исполнении кларнетиста Джулиуса Леви. 

1881
 Клемент Адер (Clement Ader) случайно получает эффект стерео во время тестирования системы  двухканального звука в 1881 году. Данная процедура состоялась в Парижской Опере, на сцене которой ученый разместил несколько телефонных трансляторов. Их провода соединялись с двумя телефонными трубками, находившимися в здании Парижской электрической выставки, каждый посетитель которой имел уникальную возможность слушать прямую трансляцию оперы, используя при этом две телефонные трубки, по одной для каждого уха, что и создавало эффект стереозвука. Изобретение получило название «театрофон».


1887
Эмиль Берлинер (Emile Berliner) получает патент на производство пластинок для граммофона. Процесс тиражирования становится практичным и экономичным.






1888
Эдисон (Edison) создает фонограф, работающий от электрического мотора.

1895
 Маркони (Marconi) проводит сеанс беспроводной связи Италии с США.





1898
 Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen) патентует "Телеграфон", производящий запись путем намагничивания информации на стальной провод.





1900
Поульсен (Poulsen) представляет свое изобретение общественности во время Парижской Выставки. Император Австрии Франц Йозеф делает запись своих поздравлений.
 В Бостоне открывается Концертный Зал (Boston's Symphony Hall), над акустическим проектированием которого работал известный физик, специалист по акустической архитектуре Сабин Уоллес Клемент (Sabine Wallace Clement).



1901
 Эмиль Берлайнер и Элдридж Джонсон (Emile Berliner, Eldridge Johnson)  основывают компанию Victor Talking Machine Company.
Была сделана первая экспериментальная оптическая запись кинофильма.




1906
 Ли Дефорест (Lee DeForest) изобретает триодную вакуумную трубу, первый электронный усилитель сигнала.






1910
 Концерт Энрико Карузо в Метрополитан Опера, Нью Йорк, транслируется в прямом эфире по радио.





1912
 Майору Эдвину Ф. Армстронгу (Edwin F. Armstrong) выдан патент на изобретение регенеративного радиоприемника, делающего возможным  повсеместную организацию радиовещания.
 

1913
Эдисон (Edison) продемонстрировал первое "говорящее кино" с помощью своего Кинетофона (Kinetophone), цилиндрического проигрывателя, который механически синхронизировался с кинопроектором.





1916
Амстронг (Amstrong) получает патент на изобретение многоканального радиоприемника.
Основано Общество инженеров кино и телевидения (The Society of Motion Picture Engineers (SMPE).
Эдисон (Edison) организует звуковые шоу в поддержку живого звука в Карнеги-Холл, (Carnegie Hall), Нью-Йорк.
 
1917
Появился первый токарный станок для производства дисков для звукозаписи.
E. К. Вент (E. C. Wente) из Bell Telephone Laboratories, крупного научно-исследовательского центра коммуникаций, публикует научную работу в Physical Review, описывающую "однородно-чувствительный инструмент для абсолютного измерения интенсивности звука" – конденсаторный микрофон.

1919
 Основана «Ар-Си-Эй» (Radio Corporation of America (RCA)). Она частично принадлежала   United Fruit, главной корпорации США, занимающейся экспортом тропических фруктов из стран третьего мира в США и Европу
 


1921
 Основана первая коммерческая АМ радиостанция KDKA, США, Питсбург, Пенсильвания.





1925
Bell Labs изобретает систему электрической записи на диск. Одновременно она выводит на рынок первый бытовой фонограф для воспроизведения «электрических» дисков Victor Orthophonic Victrola, модель "Credenza". Этот звуковой проигрыватель, не содержащий электронных компонентов, считается прорывом в производстве фонографов.
Появляются первые электрически записанные диски со скоростью 78 оборотов в минуту.
RCA Records  приступает к разработке ленточных микрофонов.

1926
О'Нилл (O'Neill ) получает патент на производство пленки, покрытой оксидом железа.
 
1927
 Выходит в свет «Jazz Singer» – первый «говорящий» фильм, в котором помимо музыки, был включен диалог героев. Звук был записан на  диске Vitaphone и синхронизировался с видеорядом.
Японская корпорация Japan Victor Corporation (JVC) была основана как филиал Victor Talking Machine Co.

1928
Доктор Гарольд Блэк (Dr. Harold Black) из Bell Labs обращается за получением патента на изобретение принципа подавления обратной связи. Патент выдают девять лет спустя.
 Доктор Джордж Ньюманн (Dr. Georg Neumann) основывает в Германии компанию по производству конденсаторных микрофонов. Его первый продукт – микрофон модели CMV 3.






1929
Гарри Найквист (Harry Nyquist) публикует математическое обоснование фундаментальной теоремы теории связи (теорема Найквиста).
 Разработан "Blattnerphone" – первый ленточный аппарат магнитной записи на стальной ленте.








1931
 Алан Бламлеин (Alan Blumlein), работающий на Electrical and Musical Industries (EMI) в Лондоне, патентует формат стерео. Его обширный патент формулирует теорию стереозвукозаписи – пространственно-ощущаемой звукозаписи, и содержит 70 формул и описаний.
Артур Келлер (Arthur Keller) и партнеры из Bell Labs, Нью-Йорк, экспериментируют с вертикально-латеральными резаками для стереодисков.

1932
 Доктор Гарри Ф. Олсон (Dr. Harry F. Olson) из RCA запатентовал первый ленточный кардиоидный микрофон RCA, в котором вместо постоянного магнита используется катушка.

1933
Магнитная запись на стальном проводе получает коммерческое использование.
Сноу, Флетчер и Штейнберг (Snow, Fletcher and Steinberg) из Bell Labs проводят первую междугороднюю передачу стереозвука.

1935
 AEG (Германия) представляет "Magnetophon" K-1 на Берлинской Выставке Радио.
BASF разрабатывает первые пластмассовые магнитные ленты для звукозаписи.


1936
BASF впервые записывает на магнитной ленте симфонический концерт Моцарта в исполнении  Лондонского Симфонического Оркестра. 
За дирижерским пультом – Сэр Томас Бичем (Sir Thomas Beecham).




Фон Браунмюль и Вебер (Von Braunmühl, Weber) обращаются за патентом на кардиоидный конденсаторный микрофон.




1938
Бенджамин Б. Боер (Benjamin B. Bauer) из корпорации Shure Bros разрабатывает кардиоидный микрофон, получивший название Unidyne, Model 55.  Впоследствии на базе этой модели были разработаны знаменитые SM57 и SM58 .



Под руководством доктора Гарри Олсона (Dr. Harry Olson) Лесли Дж. Андерсон (Leslie J. Anderson) разрабатываются 44B ленточный двунаправленный и 77B ленточный однонаправленный микрофоны для RCA.
RCA представляет первую звуковую колонну.

1939
Независимо друг от друга, инженеры в Германии, Японии и США обнаруживают и развивают принцип импульсного подмагничивания.
Корпорация Western Electric  разрабатывает первую вертикальную головку для записи на диск.
Армстронг (Amstrong), изобретатель FM радио, создает первую экспериментальную FM радиостанцию.
Предпринята первая из многочисленных попыток разработки волюметра.

1940
 Выходит в свет "Фантазия" Уолта Диснея с восьмитрековым  стереофоническим звуком.




1941
В США начинается коммерческое FM радиовещание.
Артур Хэдди (Arthur Haddy) из английской компании Decca разрабатывает первую motional feedback головку для высококачественной записи дисков

1942
Громкоговоритель RCA LC-1 признан стандартом контрольного монитора.






 Доктор Олсон (Dr. Olson) патентует ленточный кардиоидный микрофон (позже на его базе будут разработаны RCA 77D и 77DX), а также «направленный» микрофон.
Первые стерео записи на магнитной ленте были сделаны Гельмутом Круджером (Helmut Kruger) на Немецком Радио в Берлине.

1943
Джеймс Б. Лэнсинг разрабатывает для Altec коаксиальный громкоговоритель Model 604.






1944
 Александр Матвеевич Понятов (Alexander M. Poniatoff ) создает Корпорацию Ampex (Ampex Corporation) для производства  электромоторов для вооруженных сил.





1946
Webster-Chicago производит проводные звукозаписывающие устройства для национального рынка.
Корпорация Brush Development Corp.  создает полупрофессиональный магнитофон BK401 Soundmirror.
3M вводит Scotch No. 100, первую ленточную оксидную пленку.
 Джек Маллин (Jack Mullin) демонстрирует на изобретенном им звуковоспроизводящем устройстве Magnetophon "Hi-Fi" запись, сделанную на магнитной ленте в Институте радиоинженеров (IRE), Сан-Франциско.




1947
 Полковник Ричард Рэнджер (Colonel Richard Ranger) начинает производить свою версию Magnetophon.

 Бинг Кросби (Bing Crosby) и его технический директор Мурдо Маккензи (Murdo McKenzie) соглашаются протестировать пленочные магнитофоны, созданные Джеком Маллином (Jack Mullin) и Ричардом Рэнджером (Richard Ranger). Предпочтение было отдано магнитофону Маллина, и на нем записывается радиошоу Кросби Филко (Crosby's Philco).

Ampex производит свой первый ленточный магнитофон, Мodel 200.






Главные усовершенствования сделаны в технологии нарезания дисков.
Виллиэмсон (Williamson) публикует описание  высокочастотного усилителя.
Вышел в свет первый номер журнала Audio Engineering . Впоследствии название журнала сократилось до Audio.
 
1948
В Нью-Йорке основано Общество звукоинженеров (The Audio Engineering Society (AES).
Columbia Records приступила к выпуску долгоиграющих виниловых пластинок со скоростью 33-1/3 вращений в минуту.
Разработаны пленки Scotch  на основе ацетата с насечками 111 и 112.
Magnecord выводит на рынок свой PT-6, первый переносной магнитофон.




1949
RCA представляет семидюймовую виниловую пластинку со скоростью 45 вращений в минуту и большим отверстием посредине.
Ampex представляет свой студийный рекордер Model 300.
Magnecord производит первый в США двухголовочный стерео магнитофон.
Макинтошем и Гоу (McIntosh и Gow) разрабатывают модель нового усилителя.




1950
Гитарист Лес Пол (Les Paul) модифицирует свой Ampex 300, добавляет дополнительную головку, обеспечивающую возможность наложения одной записи на другую.






IBM разрабатывает коммерческую «память» на магнитном барабане.

1951
В записи дисков начинает использоваться технология «hot stylus».
Хафлер (Hafler) и Керес (Keroes) изобретают ультралинейный усилитель.
Pultec представляет первый активный программируемый эквалайзер EQP-1.
В Bell Laboratories  разрабатывается первый немецкий транзистор.





1952
Питер Дж. Бэксендал (Peter J. Baxandall) описывает схему первого эквалайзера.
Эмори Кук (Emory Cook) экспериментирует с двухдорожечным записывающим устройством. Запись делается на бинауральных дисках.

1953
Ampex разрабатывает четырехдорожковую 35-миллиметровую магнитную пленку для кинокомпании  20th-Century Fox, которая представила на ней рождественский фильм «Плащаница» («The Robe») c сурроунд-звуком.
Ampex представляет первый высокоскоростной катушечный дубликатор Model 3200.
 
1954
EMT (Германия) представляет электромеханическую реверберационную платформу.
 Sony производит первые карманные транзисторные радиоприемники.






Ampex выводит на рынок портативный магнитофон Моdel 600.
Бриггс (G. A. Briggs) устраивает шоу в поддержку живого звука в Лондонском Королевском Зале Фестивалей.
 RCA представляет двунаправленный ленточный микрофон, 77DX.






Westrex выводит на рынок резец для нарезки матрицы для тиражирования виниловых стереодисков Model 2B.

1955
Ampex изобретает технологию "Sel-Sync" (Селективная Синхронизация звукозаписи), делая  звукозапись коммерчески оправданной.

1956
Лес Пол (Les Paul) делает первую восьмидорожковую запись с использованием                 технологии "Sel-Sync".
 Выходит в свет фильм «Запретная планета» (Forbidden Planet). Это первый фильм с электронной музыкой. Композиторы Луи и Бебе Барроны (Louis и Bebe Barron).






1957
Westrex демонстрирует первую коммерческую "45/45" головку для резака стереодисков.

1958
В продаже появляется первый коммерческий стереодиск.
 Стефан Кудельски (Stefan Kudelski) представляет пленочный магнитофон Nagra III, транзисторного типа, работающий от батареек. Его система синхронизации “Neo-Pilot” становится стандартом для кинопроизводственной индустрии.
 


1959
EMI не в состоянии возобновить патент Blumlein на технологию стерео.

1961
FCC разрешает использование FM стерео формата.

1962
Общество инженеров кино и телевидения (The Society of Motion Picture and Television Engineers, SMPTE) определяет стандарт тайм-кода.
3M представляет Scothc 201/202 "Dynarange", черную оксидную малошумную пленку. По сравнению с моделью Scotch 111б шумы уменьшились на 4 dB.

1963
 Philips выводит на рынок компакт-кассеты и предлагает лицензии на их производство.
 


Жерар Сесле и Джеймс Уэст (Gerhard Sessler, James West), работающие в Bell Labs, патентуют электретный  микрофон.





Рок-группа Beach Boys заключает контракт с Sunn Electronics на разработку первого полного турингового комплекта для их концертного тура.

1965
Dolby выводит на рынок систему подавления шума Dolby Type A.



Роберт Муг (Robert Moog) демонстрирует  элементы своего первого музыкального «синтезатора».






Херб Алперт и оркестр The Tijuana Brass (Herb Alpert, the Tijuana Brass) отправляются в концертный тур с туринговой системой  «Harry McCune Custom Sound System».





1967
Ричард Хайзер (Richard C. Heyser) разрабатывает методику измерения звука "TDS" (Time Delay Spectrometry), которая прокладывает путь к появлению революционной технологии"TEF" (Time Energy Frequency).
Компания Altec-Lansing начинает использовать систему "Acousta-высказывание" – первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров – положившую начало новой эры современной эквализации.
Elektra выпускает первую запись электронной музыки Мортона Суботника Silver Apples of the Moon (Morton Subotnick, Silver Apples of the Moon).


 Международный Фестиваль поп-музыки в Монтерее становится первым крупным фестивалем рок-музыки.







Бродвейский мюзикл «Волосы» проходит с использованием мощнейшей акустической системы.
Первые усилители используются в профессиональном звуковом оборудовании, в частности, в качестве дополнения к многоканальным пультам.

1968
CBS выпускает «Switched-On Bach» Венди Карлоса (Walter (Wendy) Carlos). Это полифоническое произведение, исполненное на синтезаторе Муга (Moog).
 
1969
Доктор Томас Стокхэм (Thomas Stockham) начинает экспериментировать с цифровой записью звука.
Билл Хэнли (Bill Hanley) создает звуковую систему для Woodstock Music Festival.
3M выводит на рынок Scotch 206 и 207,  магнитные пленки с параметром S/N RATIO , на 7 DB лучше, чем у  Scotch 111.

1970
Увидело свет первое цифровое аудио-устройство – линия задержки Lexicon Delta-T 101, которое широко используется в звуковых инсталляциях.
Ampex представляет 406 пленку для звукозаписи.
 
1971
Denon демонстрирует стереозаписывающее устройство с ИКМ (импульсно-кодовой модуляцией) 18 bit, использующее метод записи на магнитной пленке helical-scan, ранее широко применявшийся для видеозаписи.
 Давид Блэкмер (David Blackmer) и DBX разрабатывают схемные модули RMS и VCA.






1972
Компании Electro-Voice и телерадиосеть CBS приобретают у Питера Шейбера (Peter Scheiber) лицензию на производство квадрафонических декодеров с использованием запатентованных им матриц.

1974
 D. Б. Кил (D. B. Keele) впервые разрабатывает высокочастотный рупор постоянной направленности ("constant-directivity" high-frequency horns)






 Для выступления группы Grateful Dead в Cow Palace, Сан-Франциско, Bob Heil сооружает гигантскую конструкцию из динамиков, получившую название "Wall of Sound".







3M осваивает выпуск магнитные пленки Scothc 250,  с параметром S/N RATIO  на 10 DB лучше, чем у  Scotch 111.
DuPont представляет кассету с пленкой на базе двуокиси хрома (CrO2).

1975
В профессиональных студиях звукозаписи начинают использовать цифровую запись.
Майкл Герзон (Michael Gerzon) придумал, а компания Calrec (Великобритания) произвела микрофон Soundfield с двух- и четырех-канальными выходами.
EMT выпускает первый цифровой ревербератор Model 250.
Ampex приступает к выпуску 456 магнитной ленты

1976
Доктор Стокхэм (Dr. Stockham) из компании Soundstream делает первую в США 16-битовую цифровую запись в Оперном театре, Санта-Фе.

1978
Впервые стандарт EIAJ для 14-битовых адаптеров PCM с VCR деками применен корпорацией Sony при производстве  цифрового процессора  Sony PCM-1 для бытового видеомагнитофона.
Блэкмеру (Blackmer) выдан патент на разработку адаптивного фильтра (на базе шумоподавителей  dbx I и II типа)
3M представляет металлопорошковую кассетную ленту.

1980
Компании 3M, Mitsubishi, Sony и Studer выводят на рынок мультитрековые цифровые рекордеры.
EMT представляет цифровое запоминающее устройство для жесткого диска Model 450.
Sony приступает к производству портативного кассетного магнитофона с наушниками «Walkman».





1981
 Philips демонстрирует компакт-диск (Compact Disc (CD)).







MIDI стандартизирован как универсальный интерфейс для синтезатора.
 IBM выпускает 16-битовый персональный компьютер.






1982
Sony выводит на рынок PCM-F1, первый 14- и 16-битовый цифровой адаптер для видеомагнитофонов, предназначенный для потребительского рынка.
Sony выпускает первый CD-плейер CDP-101.






1983
Начинается использование оптоволоконного кабеля для цифровой передачи звука на дальнее расстояние. Кабель проложен между Нью-Йорком и Вашингтоном.

1984
 Корпорация Apple  выводит на рынок компьютер Макинтош (Macintosh).


1985
Dolby  представляет систему спектральной записи «SR» (Spectral Recording system).

1986
Разработан первый цифровой пульт.
В Японии приступили к выпуску звукозаписывающего устройства R-DAT.
Доктор Гюнтер Тил (Gunther Theile) описывает свое изобретение – сферический микрофон.

1987
Digidesign представлет "Sound Tools”, цифровую станцию, адаптированную под Макинтош и использующую DAT в качестве источника и носителя данных.

1989
Основана Корпорация MS-MAX International Inc.

1990
Integrated Services Digital Network (ISDN) (Цифровая Сеть с Интегрированными Услугами), общедоступная телефонная сеть, использующая цифровую технологию передачи сигнала,  начинает использоваться в High-end студиях.
Dolby выводит на рынок пятиканальную систему объемного звучания Dolby Surround для домашних кинотеатров.
CD-R, диск для однократной записи информации, становится коммерческой реальностью.
3M представляет 996 записывающую ленту с параметром S/N RATIO на 13 DB лучше, чем у  Scotch 111.

1991
Вольфганг Анерт (Wolfgang Ahnert) представляет при помощи бинаурального моделирования первую цифровую модель акустического пространства.
Alesis представляет ADAT, первый приемлемый по цене цифровой мультитрековый рекордер.
Apple выпускает мультимедийный формат "QuickTime".
Ampex выводит на рынок 499 записывающую ленту.

1992
Philips DCC и Sony MiniDisc, использующие цифровое сжатие звука, предлагаются потребителям в качестве записывающего/проигрывающего жесткого и мягкого дисков.
 Компания Nagra выводит на рынок студийный цифровой катушечный магнитофон Nagra D с четырьмя дорожками, работающий от батареи; скорость 24бит.





1993
Впервые в мире продюсер Фил Рамон (Phil Ramone) осуществляет дистанционную запись альбома Фрэнка Синатры «Дуэты» (the "Duets", Frank Sinatra) через ISDN.
Mackie представляет первый приемлемый по цене восьмиканальный аналоговый пульт.

1994
Yamaha представляет ProMix 01, первый цифровой мультитрековый пульт по доступной  цене.



1995
 Появился первый «твердотелый» аудиорекордер с памятью Nagra ARES-C.  Электропитание  осуществлялось от батареек, запись происходила на карты PCMCIA с использованием звуковой компрессии MPEG-2.


Компания Iomega выводи на рынок съемные накопители информации "Jaz" и "Zip", которые используются для переноса данных или резервного копирования с жесткого диска.

1996
Крупнейшие студии звукозаписи начинают снабжать печатные издания мультимедийными файлами.
Экспериментальные цифровые записи сделаны с разрядностью 24 битах и частотой дискретизации 96 кГц.

1997
Представлены видеодиски и видеоплееры DVD. DVD с шестиканальным сурраунд-звуком, в дальнейшем они вытеснят CD диски.

1998
Зимние Олимпийские Игры открываются «Одой радости» Бетховена, которая исполняется одновременно на пяти континентах. Это живое исполнение транслируется  через спутник при помощи ISDN технологии и синхронизируется с исполнением Симфонического оркестра на стадионе Нагано.
11 марта в Нью-Йорке проходят торжества по поводу празднования Золотой Годовщины. Эта дата совпала с датой первого заседания первых членов AES  в 1948.
На рынок поступают MP3-плееры, на которые можно скачать информацию из Интернета.

1999
Звуковой Стандарт DVD 1.0 согласован изготовителями.